Так, пунктом 2 статьи 2 Закона № 54ФЗ организациям предоставлено право вместо чека ККМ выдавать бланки строгой отчетности (правда, только при оказании населению услуг, поименованных в ОКУН).
Некоторые формы бланков строгой отчетности утверждают органы исполнительной власти. Например, авиа-, железнодорожный билет, путевка. В остальных случаях компании могут изобретать свои собственные формы бланков. Главное, чтобы они содержали все необходимые реквизиты, перечисленные в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359. Об этом же сообщило УФНС России по г. Москве в письме от 1 марта 2010 г. № 17-15/020721.
Регистрировать выбранный вариант бланка в госорганах не нужно (письмо Минфина России от 29 января 2013 г. № 03-01-15/1-14). Достаточно утвердить форму БСО в учетной политике.
Требования к автоматизированной системе печати
Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. Требования к ним такие:
– система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее пяти лет;
– при заполнении и выпуске бланка должны сохраняться его номер и серия.
Как отмечают в Минфине России, автоматизированные системы печати бланков строгой отчетности к ККТ не относятся. Поэтому их не надо регистрировать в инспекции. Однако такие системы должны отвечать тем же требованиям, которые предъявляются к кассовым аппаратам, то есть обеспечивать защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа (письмо от 5 мая 2014 г. № 03-01-15/20962).
Что касается обычного компьютера с принтером, то он для печати бланков не подходит. По мнению финансистов, обычный ПК не может обеспечить выполнение одного из главных условий для БСО – защиты от несанкционированного доступа (письмо от 7 ноября 2008 г. № 03-01-15/11-353).
Типографский бланк документа должен содержать сведения о его изготовителе (сокращенное наименование, ИНН, местонахождение, номер заказа и год его выполнения, тираж).
Льготы для компаний на вмененке
Пункт 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ устанавливает право не применять ККТ компаниям на вмененке – в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД. Вместо чека ККМ в этом случае компания может выдать по требованию покупателя (клиента) документ (товарный чек, квитанцию, подтверждающую прием денежных средств). Такой документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
– наименование документа;
– порядковый номер и дату выдачи;
– наименование для организации (фамилия, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя);
– ИНН;
– наименование и количество оплачиваемых товаров (работ, услуг);
– сумму оплаты наличными или по карте;
– должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его подпись.
К оформлению БСО при оказании услуг применяются более жесткие требования, чем к квитанции либо товарному чеку.
Во-первых, БСО продавец обязан выдавать всегда, а не только по требованию покупателя.
Во-вторых, БСО содержит более длинный перечень обязательных реквизитов, чем квитанция или товарный чек (например, серия и уникальный номер есть только в бланке).
И в-третьих, требования к изготовлению БСО предъявляются более строгие. При изготовлении квитанций (товарных чеков) не требуется обеспечивать сохранность от несанкционированного исправления, поэтому такие бланки можно не только приобрести в типографии или магазине, но и распечатать на компьютере.
Когда можно не выдавать ни кассовый чек, ни БСО
Пункт 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ устанавливает право не применять ККТ и не выдавать какие-либо бланки, квитанции или чеки при:
– торговле на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для торговли, за исключением находящихся в этих местах магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок;
– разносной мелкорозничной торговле продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственной продукции, требующей определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от осадков каркасами, пленкой, парусиной);
– торговле в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив.
Ответственность за нарушения
Ответственность за невыдачу кассового чека или БСО при оказании услуг предусмотрена частью 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере: с должностных лиц – от 3000 до 4000 руб., с юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.
Ответственность индивидуальных предпринимателей приравнивается к ответственности должностных лиц в соответствии со статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Для компаний на вмененке ответственность по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях также применяется, если продавец не выдаст документ по требованию покупателя (клиента). Если тот его не просил, то ответственность не применяется. При этом факт просьбы и отказа должен быть документально зафиксирован (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2011 г. № А48-449/2011).
Подробнее: http://www.glavbukh.ru