Учимся у налоговой
Можно не любить налоговых инспекторов как класс, но поучиться у них полезным вещам всё же стоит. Бухгалтеры со стажем помнят те блаженные времена, когда налоговый инспектор выходил на тропу войны… то есть, на выездную проверку, даже не зная толком названия фирмы.
Мы живём в эру высоких технологий, а потому инспектор может снимать скальпы… то есть, применять налоговые санкции, не выходя из офиса, положив ноги на стол и прихлёбывая ароматный кофе. За него всё сделает его электронный друг компьютер, зашитые в его электронный мозг хитрые программы.
Давайте посмотрим, как продвинутый инспектор добывает сведения, которые позволяют ему прищучить… пардон, привлечь в ответственности, нерадивого плательщика. И нужно нам это не из пустого любопытства. Освоив алгоритм поиска информации в интернет-пространстве, мы поймём, как избежать информационных ловушек, как не попасться в лапы… то есть в когти… короче, как не привлечь внимание налоговых органов.
Но у этой информационной медали имеется и обратная сторона. Тот же самый алгоритм позволит нам собрать важную информацию о наших контрагентах. Как налоговые органы стремятся узнать подноготную налогоплательщика для того, чтобы государство получило причитающуюся ему долю, так и мы, предприниматели, стремимся к обладанию полной и достоверной информацией о наших партнёрах, поставщиках, заказчиках, исполнителях. Просто для того, чтобы не потерять из-за их недобросовестности самое ценное в нашей жизни – наши любимые, драгоценные, горячо обожаемые деньги.
Кузнецы собственного несчастья
Реклама – страшная вещь. Пытаясь привлечь к себе и своим товарам/услугам внимание потенциальных клиентов, наши бизнесмены чего только не выложат на своих сайтах. Приходи, родная налоговая, бери меня тёпленьким, режь меня на кусочки и поедай с маслом. Ладно бы себя подставляли, в запале рекламные службы фирмы ещё и клиентов своих подставить готовы.
Меня просто поражает, когда консалтинговые компании, рекламируя схемы налоговой оптимизации без зазрения совести выкладывают положительные отзывы и рекомендации своих клиентов. Это – безумно плохая идея. И в первую очередь она плохая для клиентов, которые тебе, можно сказать, жизнь свою доверили.
Компании могут выкладывать массу интересных (партнёрам, налоговой, всем заинтересованным лицам) сведений для улучшения своего имиджа, для расширения рынков сбыта, для развития автоматизации услуг, для совершенствования логистических схем, для повышения эффективности менеджмента… для чего угодно, фантазии у ребят, продвигающих корпоративные сайты, хоть отбавляй.
Это может быть информация о корпоративной структуре, годовые и квартальные отчёты, сведения о топ-менеджерах. И это помимо пресловутых соц-сетей, которые сегодня пробивают всё те же заинтересованные лица (имя им – легион). На Западе такая информация уже является основанием, например, для увольнения нерадивых сотрудников, которые обнародуют сведения о своих интимных привычках. Думаю, недолго ждать и нам осталось.
Представьте, в фэйсбуках и прочих контактах занятные фотки о развесёлом отдыхе плейбоев на Сейшелах. Интересно, как к этому отнесутся в налоговой инспекции, если будет установлено, что счастливчики по совместительству работают топ-менеджерами компании, которая на протяжении многих лет по всем отчётам проходит как убыточная? А они в интернете весело сообщат всему миру, во сколько им обошлась вертолётная экскурсия над Гран-каньоном или подводная рыбалка на Большом коралловом рифе.
Инструменты электронного шпионажа
Благодаря широкому освещению истории Эдварда Сноудена сегодня даже ребёнок знает, что самый эффективный шпионаж – это не трюки в стиле легендарного Джеймса Бонда, а рутинная работа электронной разведки по сбору и обработке по большей части открытой информации. Это касается не только работы американской Агентства по национальной безопасности. Такие методы применяют налоговые органы, собирая сведения о своих потенциальных жертвах. К этим методам можем прибегнуть и мы, страхуя себя от контактов с недобросовестными партнёрами.
Итак, где и что можно интересного найти. Маленький путеводитель по чужим грехам. Финансовая отчётность. Никаких проблем, запросите её на сайте Росстата: www.gks.ru.
Подлинность лицензий и разрешений компании можно проверить через соответствующие министерства, которые уполномочены выдавать такие документы. Так, например, на сайте Министра образования, можно узнать о наличии лицензии на образовательные услуги, проверить подлинность конкретного диплома об образовании (что бывает очень важно при приёме на работу). Аудиторов и аудиторские компании можно проверить на сайте Минфина РФ http://www.minfin.ru/ru/accounting/reestr_audit/infocontrol/. Строительная компания? Правильно, сайт Минстроя. Аптечный бизнес? Вы уже поняли. Элементарный здравый смысл.
Ещё о приеме на работу: зайдите на сайт налоговой службы и проверьте, не является ли ваш потенциальный сотрудник дисквалифицированным лицом, для это забейте его фамилию и имя на сайте: https:// eservice. e.nalog.ru/disqualified.do. Не поленитесь это сделать. Приём дисквалифицированного лица на запрещённую для него должность может обернуться для работодателя штрафом от 100 000 рублей. Заодно проверьте его паспорт на действительность, это делается на сайте Федеральной Миграционной службы http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000. Можно заодно выяснить, не ведётся ли в отношении вашего потенциального сотрудника преследование судебных приставов, это можно сделать на сайте судебных приставов: http://fssprus.ru/iss/ip/. Тут же представлен реестр лиц, в отношении которых вынесено постановление о розыске за совершение преступлений.
Ваш кадровик должен владеть этими инструментами, иначе вы напрасно платите ему зарплату.
Ваш сотрудник принёс в бухгалтерию кассовый чек? Его подлинность можно проверить на сайте: https://kpkcheck.ru/System/ExpressCheck.aspx
Даже просто вбивая название фирмы в поисковик, можно получить доступ к самой разнообразной информации: сведения о предстоящей реорганизации, смене собственника, купля/продажа дочек. Важно уметь анализировать такие сведения. Особенно, когда речь идёт о внутрихолдинговых новостях (холдинги обожают их публиковать, смотрите, у нас внутри жизнь бьёт ключом, у нас постоянно движуха, мы – динамично развивающаяся корпоративная структура, мы открыты и откровенны, нам можно доверять!) И тут – бац! На весь мир информация о том, что какая-то компания холдинга работает в убыток.
Внимание: предстоит продажа. Знающие люди качают головами: фирму сливают, для этого выводят ценные активы и квалифицированный персонал, а затем передают в другие, менее потные и не очень мозолистые от избытка работы руки.
А какой кладезь бесценной информации представляют собой отраслевые бюллетени! Очень рекомендую, например, РИА-Рейтинг http://www.riarating.ru/industry_newsletters/. Задача этих бюллетеней – сводить данные Росстата и интернет-сведения с учётом экспертных оценок. Ещё о рейтингах: уважения заслуживает сайт: www.banki.ru. Если ваш клиент выложил свои реквизиты на сайт, можно узнать, в каком банке у него имеются счета http://www.banki.ru/banks/ratings/, а потом сделать вывод о рисках потерять эти средства.
Тот же сайт РИА-Рейтинг поможет вам и при анализе работы как целых холдингов, так и входящих в его состав компаний. Мы видим, что добыча, например, молибдена (титана, кадмия, сульфата-чего-нибудь-там) падает, снижаются цены на это сырьё на Лодонской бирже. В то же время в России отмечается рост тарифов на энергоносители (транспортные услуги, газ, всё-на-свете). И тут же мнение авторитетных экспертов: прибыль такой-то компании в связи со всей вышеизложенной абракадаброй в этом году может вырасти на 20 %. Полезная информация для налоговых органов и участников фондового рынка.
Вернёмся к сайту Федеральной службы судебных приставов России http://fssprus.ru/iss. Здесь мы спокойно находим сведения об арестованном имуществе, переданном на реализацию (торги, комиссионная продажа), где поиск осуществляется по виду имущества.
Если налогоплательщик работает с иностранными контрагентами, то связанную с ним информацию можно найти на иностранных же сайтах, Для примера – сайт Министерства финансов Республики Казахстан http://www.salyk.gov.kz/ru/Pages/default.aspx. Здесь представлен перечень налогоплательщиков, в том числе – недобросовестных. Российские контрагенты, внимание!
Если вы или ваши партнёры связаны с госзакупками – налоговые органы могут проверить вас на сайте www.zakupki.gov.ru. Здесь размещён реестр организаций и недобросовестных поставщиков, отчёты заказчиков, а также реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и предписаний, обязательных к исполнению.
На сайте Генеральной прокуратуры http://genproc.gov.ru/ через систему поиска можно посмотреть, упоминается ли организация или её контрагенты, иные участники холдинга в рамках того или иного расследовании. Заодно вы можете посмотреть, включён ли ваш клиент в план проверок прокуратуры.
Ещё один чрезвычайно интересный и познавательный сайт: www.arbitr.ru.Здесь вы можете получить исчерпывающую информацию о том, с кем, когда, по поводу каких сумм судился ваш клиент. Споры могут быть как с налоговой, так и с контрагентами. Сведения, представленные на этом сайте, как правило, широкой общественности добровольно не представляют. Юридический потенциал коммерческой организации – важнейшее оружие, и о его возможностях говорят всегда неохотно. А тут – прямо на блюдечке с голубой каёмочкой. Здесь же можно рассчитать госпошлину, если вам пришла в голову идея решить спор хозяйствующих субъектов цивилизованно – в суде http://17aas.arbitr.ru/process/duty/calc.
На сайте: http://www.gibdd.ru/check/driver/ проверить водительское удостоверение вашего сотрудника, который по службе должен будет управлять автомобилем. Это – реальная возможность проверить в том числе и психическое здоровье человека. Непосредственно в психушке вам ничего не скажут – медицинская тайна. Но для получения водительского удостоверения необходимо пройти медкомиссию. Заполучить на работу психически неуравновешенного человека – то ещё удовольствие. Помню, как в одной организации на должность юриста приняли даму, отставного майора милиции. Прекрасный сотрудник! Но никто не подозревал, что в своё время она при задержании преступника получила черепно-мозговую травму. Всё выяснилось, когда по дороге на важный судебный процесс с очень важным клиентом она начала петь чудовищные матерные частушки. Весеннее обострение случилось. Недоразумение уладили с большим трудом.
А на десерт – сайт налоговой службы. Можно поздравить наши доблестные фискальные органы: благодаря редизайну сайт стал весёлым и в хорошем смысле слова находчивым. Здесь можно найти массу интересных и полезных сведений. Так, в разделе «Риски бизнеса» представлена услуга «Проверь себя и контрагента»: http://egrul.nalog.ru/. Меню просто богатейшее: зарегистрирована ли компания; отвечает ли она на письма; находится ли по тому адресу, который указан в ЕГРЮЛ; последние изменения в учредительных документах; снижение уставного капитала; реорганизация; предстоящее исключение из ЕГРЮЛ; имеется ли задолженность по налоговым платежам; представляется ли вовремя налоговая отчётность. Согласитесь, ценнейшая информация для тех, кто желает убедиться в добросовестности и надёжности своих партнёров. Спасибо налоговикам. Это – вполне серьёзно. В конце концов, за наши деньги мы можем от них получить хоть что-то по-настоящему полезное.
Источник: http://slob-expert.ru/