Старый знакомец
Налог с продаж уже взимался в России: с 1998 по 2004 годы. Тогда действовала ставка 5 %. Долгое время экспертное сообщество темпераментно обсуждало вопрос, что лучше: НДС или налог с продаж. Правительство России решило дилемму в своём стиле: НДС остаётся, налог с продаж вводится.
Наша справка
Напомним, что этот налог относится к числу региональных, он поступает непосредственно в бюджеты субъектов федерации. Ставка налога составит 3 %. Взиматься он будет при реализации товаров, работ и услуг физическим лицам. Плательщики – как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. В том числе и те, которые работают на спецрежимах. Льготы, скорее всего, будут установлены по некоторым группам товаров. От уплаты налогов будут освобождены продавцы товаров первой необходимости: хлеб, картофель, молоко, яйцо, крупы, сахар и т.п. К льготным будут отнесены и некоторые виды услуг: транспорт, коммуналка, банковская сфера, образовательные услуги.
Но это ещё не всё…
Итак, по налогу с продаж принципиальное решение уже принято. Формально он будет установлен законом на осенней сессии Госдумы. Но это – только начало. В Правительстве РФ идут дискуссии о дальнейших способах пополнения бюджета. Чиновники выделяют три направления:
Первое направление – повышение в 2018 или 2019 годах ставки НДФЛ. Оно, возможно, составит 1 – 2 %. При этом не исключается отказ от нынешней плоской шкалы (13 %) в пользу прогрессивной системы взимания этого налога. Правда, разрыв пока предлагается не очень большой: получатели самых больших доходов будут вынуждены платить НДФЛ по ставке на 1 – 2 % выше, чем обычные граждане.
Второе направление – увеличение НДС. Конкретные цифры пока уточняются.
Третье направление – пополнения бюджета, установление плоской шкалы страховых взносов в ФОМС (сегодня с доходов свыше 624 тыс. рублей в год отчисления туда не производятся). В Минфине говорят, что вопросы эти будут решены до конца года. Предлагается, кстати, и повышение налога на дивиденды с нынешних 9 % до 13 %.
Это – инициативы Минфина. Как они сработают на практике, как это отразится на темпах экономического роста? Что будет с собираемостью новых/старых налогов?
Налоги, инфляция и зарплаты
Чиновники Минфина по-прежнему уверены: налоговый удар по трём основным направлениям не отразится негативно на темпах экономического роста. Их главный аргумент: сегодня рост зарплат в стране существенно опережает темпы инфляции. Так ли это?
Если внимательно проанализировать состояние рынка труда в стране, то выяснится, что говорить о размерах средней зарплаты – всё равно, что оперировать понятием «средняя температура по больнице». Реальный опережающий рост зарплаты сегодня наблюдается только в бюджетных отраслях и в государственных корпорациях. А вот отрасли экономики, которые относят к приоритетным направлениям экономического развития, не показывают мало-мальски серьёзного роста зарплат. Речь идёт в первую очередь о машиностроении и обрабатывающих отраслях. К сожалению, именно в этих секторах экономики такой рост сегодня в принципе невозможен. Но в Минфине об этом почему-то не задумываются. Да и повышение зарплат бюджетникам нивелируется предстоящим введением налога с продаж и возможным увеличением НДФЛ.
Кроме того, нельзя забывать о том, что при нашей системе взимания НДФЛ (это за работников делает работодатель), увеличение такого налога серьёзно усилит фискальное бремя на бизнес. Отсюда прогноз: зарплаты в конвертах возвращаются. Бизнес перемещается в налоговую тень. При этом сегодня у работников практически отсутствуют стимулы для получения «белой» зарплаты: что будет с пенсионными накоплениями, никто не понимает, а кредиты в банке выдают без справок о зарплате.
Введение налога с продаж эти самые продажи непременно понизит. А это бумерангом ударит по уже ушибленным отраслям (машиностроение и металлообработка). Торговля, разумеется, тоже пострадает. Какая больше?
Уклонение и собираемость
Специалисты в сфере налогообложения давно знают: установить налог только полдела. Главное – его собрать. Правительство считает, что введение налога с продаж даст в региональные бюджеты порядка 200 млрд. рублей. Но это – не бесспорные данные. В 90-е годы, когда такой налог уже взимался, из-за массового уклонения от его уплаты собираемость составляла порядка 30 %. В Минфине говорят, что сегодня, когда доля крупных сетей в товарообороте выросла, соответственно повысится и собираемость. Но в любом случае она не превысит 50 %. Поэтому прибавку к бюджету могут почувствовать те регионы, где крупные сети представлены шире. Что интересно: такие регионы (это, к примеру, Москва и Санкт-Петербург), и так не являются дотационными. А в дотационных субъектах федерации торговые сети в товарообороте занимают относительно скромное место. То есть правительство помогает как раз тем регионам, которые в такой помощи нуждаются меньше всего.
Вообще специалисты, сравнивая возможное увеличение НДС и введение налога с продаж, утверждали, что увеличение НДС на 2 % может принести федеральному бюджету порядка 500 млрд. рублей. Отдайте регионам половину в виде дотаций – вот вам и реальное пополнение их бюджетов в 250 млрд. Плюс столько же – в федеральный бюджет. Собираемость отработана, а ущерб для экономики ниже. Но правительство, как мы уже говорили, приняло «соломоново решение»: ввело налог с продаж, не отменяя НДС.
Не повышать, а тратить
Скептики скажут: кризис на дворе, правительство вынуждено принимать жёсткие фискальные меры. На это можно возразить: денег в стране хватает. Золотовалютные резервы России составляют порядка 500 млрд. долларов. В Резервном фонде и Фонде национального благосостояния скопилось по 100 млрд. долларов в каждом. Проблема в том, чтобы эффективно эти деньги потратить. Надо смелей вкладывать эти средства в реальные сектора экономики. Тем более что сегодня остро стоит проблема импортозамещения, вызванная санкциями Запада. Наши производители готовы работать практически по всем группам товаров, которые пострадали от санкций. Но для этого требуются соответствующие инвестиции. Деньги для этого в государственной кубышке, как мы уже показали, имеются. А ещё для благоприятного освоения инвестиций не помешают налоговые льготы и преференции. Наш Минфин поступает с точностью до наоборот.
Источник: http://slob-expert.ru/